Фрагмент для ознакомления
2
Таким образом, основными принципами российской социальной политики следует считать: 1) защиту социально незащищенных (малоимущих) субъектов; 2) профилактику негативных последствий в социальной сфере; 3) позитивную ответственность органов публичной власти и должностных лиц; 4) социальное партнерство.
В принципе защиты социально незащищенных (малоимущих) субъектов указаны определенные категории населения страны, которые не в состоянии самостоятельно, за счет свободного использования своих способностей и имущества обеспечить себе достойный уровень жизни. К данной категории можно отнести следующих субъектов социальных правоотношений: дети, молодые матери, инвалиды, престарелые, молодежь, сироты, временно безработные и др.
Действие принципа профилактики негативных последствий в социальной сфере распространяется прежде всего на поддержку экономически активного населения, по сравнению с его нетрудоспособной прослойкой. Увеличение численности последней влечет за собой негативные последствия в социальной сфере - понижение уровня жизни всех граждан нашей страны. Он означает, что в качестве профилактики негативных последствий государство должно поддерживать не только неимущих или нетрудоспособных, но и перспективную часть населения - создавать новые рабочие места, развивать высокотехнологичные производства в экономике, осваивать перспективные направления в промышленности, информационных технологиях. Тем самым быстрее реагировать на изменения мирового рынка труда, и как положительный результат иметь инновационное развитие всей страны. Профилактика негативных последствий в социальной сфере призвана содействовать прогрессивному развитию и правовой системы государства.
Следующий принцип - ответственность органов публичной власти и должностных лиц должна быть позитивной, а не негативной. С точки зрения С.Е. Чаннова, позитивная ответственность является разновидностью социальной ответственности, но никак не юридической. Человек понимает, что он должен делать именно так, поскольку такое поведение будет отвечать его человеческой сущности, интересам государства, других людей. При этом у него должна возникать ответственность уже тогда, когда он приступает к исполнению своих обязанностей, а не когда он их исполняет или начинает действовать вопреки им. Это не что иное, как мера требовательности человека к себе. Если конкретные чиновники на местах будут четко выполнять свои должностные обязанности, ответственно и «с пристрастием» относя прежде всего к себе, то субъекты социальной политики получат своевременную помощь - материальную, консультационную, организационную.
И, наконец, четвертый принцип - социальное партнерство. Государство призвано защищать интересы не только самых ущемленных групп общества, но всех его составляющих: от крупного бизнеса до трудящихся, представителей науки и культуры, от работников корпораций в мегаполисах до сельского населения, разбросанного по регионам. Общество должно стать социальной базой, опираясь на которую государство может реализовать проводимую социальную политику. Россия должна быть комфортной для повседневного проживания основной массы населения. Для этого требуется расширить круг специально уполномоченных субъектов, реализующих социальную политику, внесением в него субъектов предпринимательской деятельности. Речь идет не только о крупных российских компаниях, но и более широких слоях работников и представителей бизнеса, которые нуждаются в нормативной правовой базе, закрепляющей их права и обязанности для проведения полноценного диалога с государством. Данных субъектов следует признать социальными партнерами для достижения компромисса между государством и гражданским обществом, для усиления контроля со стороны населения. Сочетание твердой вертикали власти с возможностями предпринимательского сообщества сможет упорядочить социальную структуру российского общества, четко определить права и обязанности каждого, а также долю ответственности.
Итак, принципы социальной политики - это основные начала, определяющие направление проведения специальных мер государства, отражающие жизненно важные потребности каждого человека в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты, в области содействия занятости населения, поддержки молодежи и молодой семьи. К ним относятся: 1) защита социально незащищенных (малоимущих) субъектов; 2) профилактика негативных последствий в социальной сфере; 3) позитивная ответственность органов государственной власти и должностных лиц; 4) социальное партнерство.
Учитывая вышеизложенное, можно утверждать, что социальная политика Российского государства может быть охарактеризована как комплекс мероприятий, обязательных в силу требований конституционных норм, относящихся к основам конституционного строя Российской Федерации, детализируемых нормативными правовыми актами как федерального уровня, так и уровня субъектов Российской Федерации и, прежде всего, в основных законах (конституциях и уставах российских регионов).
Следует отметить, что очень распространенным является использование наряду с термином «социальная политика» понятия «право социального обеспечения».
Государственная социальная политика реализуется в социальной сфере, под которой понимают важнейшую подсистему общества, область общественной деятельности, где реализуется социальная политика государства, направленная на создание условий для достойной жизни, удовлетворение духовных и материальных потребностей граждан, повышение их благосостояния. Социальная политика как одно из направлений государственной политики представляет собой комплекс мер экономического, правового, организационного характера по созданию условий и предоставлению социальных ресурсов каждому члену общества и населению в целом для реализации их потребностей в рамках одобряемой обществом системы ценностей. Главная задача социальной политики - обеспечить каждого гражданина доступным комплексом социальных благ, удовлетворяющих его необходимые биологические, материальные, социальные, духовные потребности. Успешность реализации мероприятий социальной политики, достижение в итоге социальной справедливости в обществе зависят не только от продуманности параметров и осуществимости в конкретных условиях концепции государственного управления в социальной сфере, но и от последовательной реализации социальной политики в условиях децентрализации, от скоординированности действий властей (федеральных, региональных, местных), осуществляющих управление данной сферой.
Таким образом можно говорить о том, что социальная политика Российского государства может быть охарактеризована как комплекс мероприятий, обязательных в силу требований конституционных норм, относящихся к основам конституционного строя Российской Федерации, детализируемых нормативными правовыми актами как федерального уровня, так и уровня субъектов Российской Федерации и, прежде всего, в основных законах (конституциях и уставах российских регионов). Конституционные категории «правового», «социального», «федеративного» государства представляют собой ориентиры развития общества, реализуемые на основе их понимания как комплексных конституционных институтов, ибо, к примеру, многонациональное правовое государство не может быть антисоциальным либо унитарным.
2.2. Перспективы развития России как социального государства: проблемы и пути их решения.
Государственная политика в сфере социальной защиты населения России в современный период определена в ряде документов политико-правового характера, принятых Президентом и Правительством РФ.
В рамках данной работы нет возможности проанализировать все проблемы в социальной сфере и пути их решения. Остановимся на двух, как представляется актуальных. Начнем с обязательного медицинского страхования. Данный вопрос актуален для каждого гражданина.
В числе актуальных проблем системы обязательного медицинского страхования можно выделить проблему контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи застрахованному лицу. Последний представлен медико-экономическим контролем, медико-экономической экспертизой, экспертизой качества медицинской помощи и осуществляется страховыми медицинскими организациями, территориальными фондами ОМС (далее - ТФОМС). Отсюда в научной литературе он поименован «вневедомственным негосударственным контролем». Судебная практика рассматривает указанный контроль как «один из механизмов финансово-экономического контроля за деятельностью медицинских учреждений». Такая трактовка представляется обоснованной, поскольку цель его осуществления достаточно специфична - обеспечить целевое расходование средств ОМС. В пользу такого вывода свидетельствуют положения ч. 10 ст. 40 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Они устанавливают, что при обнаружении нарушений со стороны медицинской организации к последней применяются меры, предусмотренные ст. 41 данного Закона и условиями договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС. Речь идет о санкциях в виде неоплаты (неполной) оплаты затрат на медицинскую помощь, а также штрафах за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества в пользу страховой организации или ТФОМС.
Безусловно, названный контроль необходим, равно как и применяемые к медицинской организации меры ответственности способствуют улучшению качества медицинской помощи, предупреждению новых нарушений в сфере ОМС. Но он не предполагает защиты интересов застрахованного лица, непосредственно пострадавшего от дефектов оказания медицинской помощи.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
3. Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06.12.2010, N 49, ст. 6422.
4. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 28.11.2011, N 48, ст. 6724.
5. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» // Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, N 52 (часть I), ст. 6965.
6. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, N 52 (часть I), ст. 7007.
7. Указ Президента РФ от 09.10.2007 N 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ, 15.10.2007, N 42, ст. 5009.
8. Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» // Собрание законодательства РФ, 04.06.2012, N 23, ст. 2994.
9. Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» // Собрание законодательства РФ, 07.05.2012, N 19, ст. 2334.
10. Постановление Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» // Собрание законодательства РФ, 28.07.2014, N 30 (часть II), ст. 4306.
11. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ, 24.11.2008, N 47, ст. 5489.
12. Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2012 N 2524-р «Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, N 53 (ч. 2), ст. 8029.
13. Аристов Е.В. Канада как социальное государство: конституционно-правовой аспект // Российский юридический журнал. 2015. N 5.
14. Анчишкин А.И. Налог с оборота - конкретная форма прибавочного продукта социалистического производства. М.: Высшая школа, 1962.
15. Беляева Ю.Н. О социальных функциях государства // Журнал российского права. 2016. N 1. С. 101.
16. Васильева Ю.В. О правовой политике в сфере права социального обеспечения // Трудовое право в России и за рубежом. 2012. N 4.
17. Вельяминов Г.М. Международное право: опыты. М.: Статут, 2015.
18. Власенко Н.А. Теория государства и права: Науч.-практ. пособие. М., 2009.
19. Волкова Н.С. Государственное управление социальной сферой: состояние и модернизация // Журнал российского права. 2013. N 7.
20. Гуриев С., Цивинский О. Россия - лидер по неравенству распределения богатства // Ведомости. 2012. 6 ноября.
21. Егоров С.А. Международно-правовое регулирование социального диалога в сфере труда / Под ред. К.Д. Крылова. М., 2015.
22. Конституция Королевства Бахрейн. Конституции государств Азии. В 3 т. / Под ред. Т.Я. Хабриевой. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации; Норма, 2010. Т. 1.
23. Кудряшова Е.В. Целеполагание как составляющая механизма правового регулирования государственного планирования в сфере финансов // Юрист. 2013. N 16.
24. Парамонов В.В. Развитие России и формирование модели социальной политики // Социальное и пенсионное право. 2014. N 1.
25. Путило Н.В., Мельник Т.Е. Обеспечение социальной функции государства // Концепции развития российского законодательства / Отв. ред. Т.Я. Хабриева, Ю.А. Тихомиров. М., 2014.
26. Сафонов В.А. Социальное партнерство: Учебник для бакалавриата и магистратуры. М., 2015.
27. Сергеев А.А. Признаки социального государства в современной российской политической и правовой доктрине // Конституционное право и политика: Сб. мат. межд. науч. конф. / Отв. ред. Авакьян С.А. М., 2012.
28. Середа М.Ю., Колобова Т.В. Деятельность уполномоченных по правам человека в субъектах Федерации по защите социальных прав граждан // Социальное и пенсионное право. 2013. N 3.
29. Сергей Миронов - о том, как спасти российский бюджет // Известия. 2011. 10 марта.
30. Стародубцева И.А., Шелудякова Т.В. Конституционные обязанности государства и приоритеты социальной политики в России и зарубежных странах // Социальное и пенсионное право. 2012. N 3.
31. Хабриева Т.Я. Основные векторы и проблемы развития социального законодательства // Журнал российского права. 2014. N 8.
32. Чиркин В.Е. Принцип социальной справедливости в конституционном измерении // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 11.
33. Шелудякова Т.В. Правовое регулирование и анализ принципов социальной политики государства // Социальное и пенсионное право. 2016. N 3.